Сельскохозяйственное предприятие
ООО "Картофель"
основано в 1989 году
Выбирай Наше Местное

Областная газета, № 79-80, от 7.03.2008

Мытой и упакованной картошке в екатеринбургских магазинах мы уже не удивляемся. К хорошему привыкаешь быстро. Почти два года поставляет в торговую сеть доработанные овощи и картофель под маркой «Свежая страна» сысертское ООО «Картофель». Но сегодня объём заказов на мытый картофель намного превышает возможности производства.

— Вы знаете о том, что в Екатеринбург в больших количествах завозят картофель из других регионов? — спросил меня генеральный директор ООО «Картофель» Игорь Картузов. 
— Нет. Но ведь у нас самих картошки навалом, селяне жалуются, что не могут продать. Зачем нам её завозить? — недоумевал я. 
— Правильно, в области полно картофеля, но качественного, такого, который сегодня нужен торговле, очень мало. Поэтому на прилавках и появляется картофель из других регионов, а свой лежит невостребованный в хранилищах.

Несколько лет назад у фермеров Картузовых, а старший в этой династии отец Игоря Анатольевича — Анатолий Григорьевич, ситуация была похожей. Выращенную картошку они с трудом реализовывали, по сути, отдавали за гроши. От такой деятельности в 2004 году убыток хозяйства составил 220 тысяч рублей. Казалось, всё, с картошкой надо завязывать, раз цена на неё не окупает затрат. Но Игорь Картузов решил сделать ставку на мытый и упакованный картофель. В области такой продукт тогда никто не производил, а потребность в нём уже была. Как грибы после дождя, росли в Екатеринбурге торговые центры, которым сподручнее было работать с чистым и упакованным товаром, а не с грязной картошкой. Появился покупатель, готовый платить дороже за чистые клубни в упаковке. Заодно с картошкой предложили и мытые овощи — морковь, свеклу. 
— Для нового дела пришлось брать кредиты, под них заложил свой дом, машину, всё, что у меня было, — рассказывал Игорь Картузов.

Предпринимательство — это всегда риск. Но риск оправдан, если подкреплён трезвым расчётом. Не зря мой собеседник в разговоре не расстаётся с ручкой. Вот и сейчас для большей наглядности начинает «раскладывать» на бумаге свой бизнес, поясняя при этом: 
— Есть четыре важнейших этапа в производстве мытого картофеля: выращивание, хранение, переработка, логистика. Для того чтобы наладить его переработку, нужно иметь достаточное количество пригодного для этого сырья, базу хранения. Начинать с чего-то одного — бессмысленно.

Переход на производство мытых и упакованных овощей, картофеля потребовал не только закупки соответствующего оборудования для доработки клубней и корнеплодов, но и перестройки самого процесса их выращивания. Та же картошка должна отличаться не только высокой урожайностью, иметь хорошие потребительские свойства, но и быть технологичной, удобной в процессе товарного производства и промышленной переработки.

В 2006 году хозяйство испытало на своих полях 12 сортов картофеля. Отобрали 5 сортов. В прошлом году в производство запустили два из них — голландские Розара и Ароза. Первый из названной пары сортов стал основным и занял львиную долю площадей хозяйства. 
— А как же наши сорта, неужели они хуже? — Мы прекрасно знаем все сорта УралНИИсхоза, испытывали их. Прекрасные сорта. Например, Белоярский ранний — отличнейший сорт, вкуснейший, лучше его ничего не пробовал. Но эти сорта не технологичны. Для мелкотоварного производства они идеальны. Но когда нужен вал, используется техника, предъявляются высокие требования к сохранности, товарному виду, они оказываются слабее немецких и голландских сортов, — рассказывал Игорь Картузов.

В декабре 2006 года, когда на Средний Урал приезжал министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, в программе его визита было и посещение в посёлке Октябрьский действующего цеха по доработке картофеля и овощей. Ещё раньше мытая и упакованная продукция ООО «Картофель» появилась в магазинах Екатеринбурга. Товар оказался востребован. Да ещё как! Например, в 2007 году, по сравнению с предыдущим, объём реализации доработанной продукции в хозяйстве вырос в 3,5 раза. 
— Сегодня мы уже не можем удовлетворить все заявки торговли, — признался Игорь Картузов. 
Не зря на воротах предприятия с осени висит вывеска: «Картофель не продаём». Выращенной в хозяйстве картошки самим не хватает, из-за нехватки сырья впору останавливать линию по доработке овощей и картофеля. 
— Уже в этом, 2008 году, мы должны резко увеличить производство картофеля, — считает руководитель хозяйства. 
Как это сделать? Здесь разработали план развития предприятия до 2015 года. В нём нацелились на увеличить валовое производство. В этом году предстоит осуществить техническое перевооружение, что позволит сделать технологический прорыв и поднять урожайность. Ведь до последнего времени Картузовы, как и многие другие наши производители картофеля, вынуждены были приспосабливать голландскую технологию возделывания этой культуры к возможностям отечественной техники. Но у наших машин, к примеру, более узкая технологическая колея, она не позволяет нарезать гребни требуемой ширины. А в узком гребне урожайность картошки ниже. 
— Будем покупать импортные трактор, комбайн, картофелесажалку, гребнеобразователь, — рассказывал мой собеседник.

Свой бизнес-проект Игорь Картузов защитил в областном минсельхозпроде, часть расходов на приобретение техники будет субсидирована из областного бюджета. Такая помощь — большое подспорье, ведь и расходы на покупку техники предстоят немалые, почти 90 млн. рублей. 
Но одним ростом урожайности растущие аппетиты большого города не насытишь. Нужно наращивать площади под «технологичным» картофелем. Рядовой картофель, закупленный на стороне, выращенный из семян сомнительного качества, для доработки не годится. Игорь Картузов нынче расширяет свой картофельный клин, готов засадить отборными клубнями 90 гектаров. Уже приобрёл для этого семена элиты. Но и этого мало.

— Надо минимум 300 гектаров иметь под картошкой, — считает мой собеседник.

Но, хозяйствуя под боком у города-миллионника, разжиться землёй очень сложно. Как считает сысертский картофелевод, выручить должна кооперация между фермерами.

— Наш лозунг — узкая специализация и кооперация. Будем создавать кооператив фермерских хозяйств Сысертского района. Привлечём картофелеводов с других территорий, — делился планами Игорь Картузов. 
Всё логично: одни должны специализироваться на выращивании картофеля, другие — на его доработке, хранении и продаже. Всех вместе должна объединить кооперация. 
По мысли моего собеседника, в Сысертском городском округе должен сформироваться центр по глубокой переработке овощей и картофеля. Существующую на предприятии линию по доработке овощной продукции он рассматривает лишь как модель, позволившую отработать технологию нового производства. В планах — строительство трёх очередей цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, двух хранилищ. По соседству планируется создать крупный логистический центр, способный принимать и реализовывать до 20 тыс. тонн картофеля и овощей. 
Такой мощный центр переработки овощей и картофеля будет работать в тесной связке с теми, кто занят выращиванием этой продукции. Тогда сама собой отпадёт проблема сбыта, сдерживающая нынче развитие картофелеводства на Урале. Отрасль станет высокодоходной. Ведь много лет закупочная цена, по которой продаёт картошку большинство хозяйств области, не превышает 5 рублей за килограмм. Это едва окупает затраты. ООО «Картофель» реализует кило мытых клубней по цене свыше 20 рублей. Вот он, резерв повышения рентабельности. 
— Мы хотим построить схему, работающую во всех европейских странах, когда фермер, прежде чем произвести продукцию, подписывает контракт на её сбыт. И он уже знает, по какой цене, в каких объёмах и кому продаст выращенный осенью урожай, — пояснял Игорь Картузов.

Задуманное впечатляет. Особенно планы по кооперации. Такой механизм взаимодействия поможет оживить сельскохозяйственное производство на периферии области, где много свободных земель. А в конечном итоге мы получим современную отрасль сельскохозяйственного производства. Может быть, тогда не будет на наших прилавках картошки из Тулы и морковки из Подмосковья, а собственные производители перестанут сетовать на то, что выращенное в поле им с выгодой не продать. 

Рудольф ГРАШИН.